Куршская коса представляет собой узкую полоску суши, вдающуюся в море. Ее длина почти 100 километров, а ширина на большей части порядка полутора (хотя местами и того меньше, до 500 метров). Коса песчаная, благодаря чему на ней можно увидеть удивительный ландшафт — дюны.
По всей длине косы проходит автомобильная дорога. Административно коса принадлежит России и Литве, погранпереход примерно в середине. В общем, автопутешественнику проехать таким маршрутом довольно интересно.
Поначалу ничего примечательного не было видно: по сторонам от дороги обычный лес. Остановились на оборудованной площадке, вышли из машины. Вокруг ни души, тишина и сосны. Пошли в сторону моря. Оно явно рядом, — слышно его шум, доносится морской запах. А идти совсем недалеко, буквально минуту.
И вот оно: аромат свежего бриза, мокрый песок, волны и розовая гранитная галька.
Погуляли немного по берегу.
В нескольких расположенных на косе поселках есть турбазы и отели. Нам пора в один из них, который находится в поселке Рыбачий. Приехали, разместились. Замечательный оказался номер, к тому же на первом этаже — удобно, не нужно ходить с сумками по лестницам.
Пробег за день получился всего 83 км.
17 апреля.
Отель, в котором мы ночевали, — это целый комплекс с благоустроенной территорией и рестораном.Утром мы направились в ресторан на завтрак.
Он чем-то напомнил нам завтраки в постоялых дворах соседней Польши: йогурт, сок, чай и кофе, сырная и колбасная нарезка, яичница, масло, печенье, джем, мед…
Официантка постепенно приносила все это на стол, и мы насыщались под завистливые взгляды четырех керамических котов на подоконнике. :)
Поехали по Куршской косе дальше. На 37 километре остановились погулять по «танцующему» или «пьяному» лесу. Это участок соснового леса, где деревья почему-то выросли, причудливо изгибаясь. Я видел подобное раньше в сосновых лесах средней Волги, но здесь на косе «пьянство» сосен выражено сильнее.
Пару раз делали прогулки с осмотром песчаных дюн. Подход к ним оборудован — идешь по дощатому настилу, а в удобном месте наверху сделана смотровая площадка. С одной из таких точек было видно одновременно Балтийское море и Куршский залив.
Вода, разделенная узкой полоской суши, все-таки отличается: в заливе она спокойная и даже пресная (!), а в море соленая и с волнами. И цвет у воды разный.
Вскоре подъехали к российско-литовской границе (Морское-Нида). Впереди нас была только одна машина, и водитель чего-то ждал. Тут вышел таможенник со смешным служебным спаниелем, обошел и обнюхал впереди стоящую машину, и та сразу уехала. Нас тоже заодно обнюхали, а уже потом мы показали паспорта в будку. На литовской стороне все было еще быстрее, но взяли 5 евро экологического сбора — за проезд по литовской части косы. Весь переход границы от въезда до выезда занял 25 минут.
В Ниде припарковали машину и прогулялись по поселку: красивое место.
Из поселка пешком дошли до дюны Парнидиса (Парниджио). Высота этой дюны более 50 метров, на вершину ведет деревянная лестница. Мы, конечно, забрались наверх. Виды оттуда замечательные.
Если будете в этих краях летом — посетите пляж Ниды (тот, который на море, а не в заливе). Пляж отмечен за чистоту системой «Синий флаг» (Blue Flag), нам тоже визуально понравился. Интересно, какая здесь летом температура воды?
На литовской стороне Куршской косы уровень благоустройства значительно выше, чем на российской. Это заметно и по дорогам, и по поселкам.
Даже из обычного леса здесь умело сделали достопримечательность. Речь о «Ведьминой Горе» в Юодкранте.
Ведьмина Гора — это холм, покрытый сосновым лесом, на котором проложены тропинки и расставлены деревянные фигуры. Тематика деревянной скульптуры в основном связана с нечистью — ведьмы, черти и еще какие-то фольклорные персонажи.
Надо сказать, мастера по дереву постарались: фигур здесь несколько десятков.
Спустились с горы, смотрим на часы: через 20 минут отправляется паром с косы в Клайпеду. И расстояние до причала примерно 20 километров. Успеем или нет?
Запрыгнули в машину, прибавили ходу, и за пару минут до отправления оказались у причала, паром как раз подплывал к берегу.
Я пошел покупать билет, а мне его не продают, говорят «оплата в Клайпеде». Спрашиваю: «Платить на выезде, когда приплывем?», — «Нет, вы едете прямо в город». Ничего не понял, но тут уже пора была заезжать. Ладно, думаю, — на выезде значит возьмут деньги.
Паром небольшой, желающих переправляться мало, да и плыть недалеко. В общем, через 5 минут отплыли, а еще через 10 уже причалили.
На съезде с парома тоже нет ни кассиров, ни шлагбаумов, ни надписей. Даже остановиться толком негде: как выехали, так почти сразу оказались на городской улице, ничего не заплатив. Странно…
Уже дома я прочитал, что билеты здесь действуют «туда и обратно», а продают и проверяют их при движении в направлении «из Клайпеды на косу». Наверное, предполагается, что уплывшие «туда» все равно вернутся «обратно на материк», а число «не вернувшихся» примерно равно числу «откуда-то взявшихся». Но приятно было оказаться именно в категории последних. :)
Проехали Клайпеду, затем выехали на дорогу Е272 и взяли курс через Тельшяй на Шяуляй.
<<< 5. Калининград. | 7. Из Литвы в Латвию через гору с крестами. >>> |
Оглавление |
А можете подсказать: всю косу до Клайпеды можно проехать на машине? Или без парома никак?
Избежать парома и проехать всю косу можно, разве что, приехав со стороны Калининградской области и вернувшись обратно в ту же сторону. Если же намечается «транзитный проезд» и с косы нужно попасть в Клайпеду (или наоборот), то без парома не обойтись: Балтийское море и Куршский залив разделены проливом. Там буквально метров 500 по воде, но моста нет.
Спасибо! Да, я уже понял, что без парома никак. ну, значит будет паром))).
Оплачивать налог за пересечение косы со стороны Литвы и обратно надо два раза?
Водитель легкового автомобиля при въезде на Куршскую косу оплачивает 150 рублей за себя как физическое лицо плюс 150 рублей за автомобиль (300 рублей в сумме), плюс 150 за каждого пассажира (за исключением имеющих льготы либо право бесплатного проезда, о которых шла речь выше).
При переходе литовско-российской границы на КПП Нида-Морское за въезд в национальный парк будет взята плата. Следующий КПП (выезд из парка) будет вблизи Зеленоградска. Если выехать через него, а затем поехать в обратном направлении, то это будет новый въезд на территорию национального парка, и плата будет браться еще раз.
Если же не выезжать из национального парка в Зеленоградск, а, к примеру, проведя время в поселке Рыбачий, вернуться обратно в Литву, то въезд будет один.
Отмечу, что у Литвы также есть свои сборы за посещение косы, и уплата российских не освобождает от литовских.
Наиболее экономичным мне видится вариант посещения косы путем транзита по ней в одну сторону.
Мы с семьей собираемся посетить Калининградскую область, Зеленоградск на автомобиле. Заезд планируется из Риги 25.05.Через 3 дня выезд на Вильнюс. Слышал о больших пробках на погранпереходах КО. Хотим знать, как спланировать маршрут, чтобы быстро пройти границу, и получить оптимальный маршрут.
Доброго дня. А собакой на автомобиле кто-нибудь проезжал через КПП Морское -Нида?