30 мая. Начало дня стандартное: таскаю сумки и заталкиваю их в багажник.
Как я ни старался, наши сборы затянулись: в итоге выезжаем в 10 часов. К тому же пятница — на дорогах уже ощущается движение в сторону дач. Потолкавшись на вечно ремонтируемом Московском шоссе, ближе к 11 вырываемся на простор трассы М5.
Участок Самара-Тольятти в отличном состоянии, все больше напоминает трассу М1, а небольшой кусок даже обозначили как автомагистраль.
Аня достает блокнот для путевых заметок, а Стас расспрашивает меня, в какие страны мы поедем в этом путешествии, и через сколько дней приедем на море. Пришлось признаться, что море будет нескоро, а до этого еще будут горы и разные новые страны. Ответ сына устроил, и он принялся помогать мне оценивать дорожную обстановку.
Проехали Тольятти: дорога несколько ухудшилась, но вполне приемлемая.
К 13 часам в окрестностях Сызрани притормозили у придорожного леска размяться и пообедать. После двух часов дня мои пассажиры задремали.
Дальше дорога была разной — где-то старой и ухабистой, где-то новой и ровной; местами совсем тряской и пыльной, но, к счастью, ремонтируемой. И всегда при этом трасса оставалась узкой, загруженной и местами опасной. Так, в полчетвертого где-то в Пензенской области пришлось постоять в пробке, возникшей из-за ДТП на ремонтируемом участке.
После 17 часов миновали Пензу, к 21 проехали Шацк.
Вечером мы с Аней разговаривали обо всем на свете, а Стас с интересом слушал детские рассказы. Рассказы в этот раз попались удачные: современные, неплохо прочитанные, под редакцией детского психолога. В общем, наш слушатель в них основательно погрузился.
Почти в 23 часа приехали в Рязань, к одной из заранее присмотренных через интернет гостиниц. Но вдруг оказалось, что это многопрофильное заведение: со стороны переулка еще висят таблички «Сауна» и даже «от 1 часа»… А сегодня вечер пятницы, прекрасная погода и у рязанцев шашлычно-музыкальное настроение.
Тогда я решил радикально переменить тип гостиницы и поехал в следующую — а именно в ведомственную гостиницу «Учитель» Рязанского областного института развития образования.
Гостиница «Учитель» — нетронутый образчик советских традиций. Судя по машинам у входа, насладиться ее непритязательным комфортом съезжаются путешественники различных слоев общества со всей страны. Кстати, въезд на территорию, утопающую в зелени, закрывается на ночь амбарным замком. Тишина в гостинице гробовая, никакого намека на ночное веселье. В общем, спалось нам хорошо.
Проехали за день 874 км.
31 мая в 9 утра выехали из гостиницы.
На одной из АЗС в Рязанской области почувствовалось приближение Европы: тут «сначала заправка, потом оплата» и никак иначе, даже если очень хочется.
Дорога улучшилась как по ширине, так и по качеству полотна.
В 11:15 мы съехали на трассу А108 — так называемую «большую бетонку». В этот раз решили опробовать проезд Москвы через нее. Напишу подробно, вдруг кому пригодится.
Итак, дорога узкая, по 1 полосе в каждую сторону. Качество покрытия хорошее, у меня к нему претензий не было. Основных проблем две: загруженность (напоминает М5, на дороге в изобилии фуры и местные дачники) и железнодорожные переезды (на них скапливаются длинные очереди). Я был готов к этому, расслабился и ехал на круизе со скоростью 80-90, экономя и нервы, и топливо.
Очереди на переездах объехали в одном случае через соседний переезд в деревне, в другом через другую дорогу с мостом. Об этой особенности я был осведомлен заранее, поэтому сразу вбил в навигацию промежуточные точки. Объезд первого переезда 55.121056,37.958896; объезд второго переезда 54.943725,37.492947. Таким образом, к переездам с очередями я даже не подъезжал, сразу ехал в объезд. Балабаново я нормально проехал через город (точка 55.172076,36.663742).
У дороги А108 есть свои плюсы: она проходит по живописным подмосковным лесам, пейзажи нам понравились значительно больше МКАДа; в населенных пунктах попадались «Магнит» и «Пятерочка» — можно притормозить и заскочить за бутылочкой кефира. Кстати, часть дороги отснята в панорамах на «Яндекс-Картах», там есть еще фото.
В полдень мы останавливались для разминки и перекуса в районе села Ивановское. Заодно вспомнили, как выглядит коза, и угостили козленка огурцом.
Еще раз останавливались на перерыв в три часа дня: обедали и разминались долго, почти час.
В 16 часов выехали на М1 и помчались в сторону Беларуси. Дорога замечательная, широкая и ровная. Но надо не забывать притормаживать на ней в населенных пунктах.
К вечеру ближе к Российско-Белорусской границе началась гроза, хлынул ливень. Из-за этого все АЗС перестали работать, и нам пришлось подождать окончания грозы минут 20. Зато на заправке оказался шустрый wifi-интернет — мы через него позвонили домой.
В 21 час въехали в Беларусь, поменяли немного денег в приграничном обменнике, а в 22 уже были у дверей гостиницы Орша (расположенной, как это ни банально, в городе Орша).
За день проехали 745 км.
<<< 1. Подготовка. | 3. Через Беларусь к границе. >>> |
Оглавление |
Ехали по А108 и долго стояли на переездах, не совсем понял как объезжать через деревни. С выездом на М4 (например) и опять на А108? Или там есть такие же переезды, только менее загружены?
Проблемных мест два:
первое — около Михнево: объезжается через такой же переезд, но расположенный в самом Михнево (грузовой транспорт туда не едет);
второе — в Шараповой Охоте: объезжается выездом на М-3 (переезда не будет совсем, будет мост на объедной Серпухова).
Я считаю, что объезд пробок на переездах через эти точки более эффективен при движении на А108 по часовой стрелке (в моем случае — когда ехал в Европу). При движении против часовой стрелки (на обратном пути из Европы) целесообразно выехать на М4 через развязку за километр перед Каширским шоссе, затем двигаться по М4 на север, съехать около Октябрьского, и через Сидорово-Михнево вернуться на А108.
Привожу ссылку на карту с точками.
Спасибо, в этом году на А108 2,5 часа ушло